Здание адмиралтейства в. История адмиралтейства

Здание адмиралтейства в. История адмиралтейства

Адмиралтейство одна главных достопримечательностей Петербурга. От шпиля Адмиралтейства начинаются три центральные улицы Петербурга: Невский проспект, Гороховая улица и Вознесенский проспект, отходящих от него тремя лучами. С самых удалённых мест этих улиц можно увидеть шпиль Адмиралтейства - один из символов города. За это в XIX веке Адмиралтейство шутливо называли Полярная звезда.

А все начиналось с Адмиралтейской судостроительной верфи. Верфь основана на берегу реки Невы 5 ноября 1704 года по приказу Петра I. Здесь строились одни из первых боевых кораблей русского флота. Изначально верфь выполняла и функции крепости с бастионами и была окружена земляными валами, а также рвом.

Через 11 лет по проекту зодчего И. К. Коробова был отстроен главный корпус, который увенчала башня с позолоченным шпилем. Здание Адмиралтейства, которое мы можем увидеть сегодня, уже третье с момента основания верфи. Его проект выполнил архитектор А. Д. Захаров. Реконструкция длилась долго: с 1806 по 1823г. Здание было возведено в классическом стиле, но архитектор смог сохранить шпиль и башню, ставшие впоследствии историческими памятниками.

Строительство Адмиралтейства началось по указу Петра I на противоположном от Петропавловской крепости берегу Невы - 5 ноября 1704 года.

Адмиралтейство строилось не только как верфь для производства кораблей, но и как крепость для оборонительных целей. Петербург родился в условиях ведения Северной войны, Адмиралтейство, так же как Петропавловская крепость служило для защиты территорий, отвоеванных у шведов. Петр I сам искал место для новой верфи, вместе с А.Д.Меншиковым они неделю провели в шлюпках, объезжая все бухты, и заливы невской дельты. Место выбрали наискосок от Заячьего острова и напротив Васильевского. Новую крепость-верфь расположили там, где Нева имеет наименьшую ширину-это позволило бы вести обстрел неприятеля прямой наводкой. Строительство длилось всего один год, 29 апреля 1706 года на воду был спущен первый 18-ти пушечный корабль.

Первоначально Адмиралтейство сооружалось традиционно, композиция напоминала московские промышленные сооружения, но в отличие от них Адмиралтейство не было замкнуто, а открывалось в сторону Невы.

Строительными работами руководил А.Д.Меншиков, которому помогали петербургский обер -комендант Брюс и олонецкий комендант Яковлев. Длина новой крепости-верфи составила 425 метров вдоль берега, ширина 213 метров.

Петр I лично участвовал в разработке проекта Адмиралтейства. Здание в плане представляет собой гигантскую букву «П», обращенную широким открытым двором к Неве.

Нижний ярус занимал Адмиралтейский приказ-предшественник Адмиралтейской коллегии и морского министерства. У невского берега были построены десять эллингов, стапеля для постройки кораблей, кузницы, сараи и др. С южной стороны вход украшала высотная постройка, в которой размещалась «государева контора».

Верфь-крепость была построена по всем правилам фортификации того времени.

Эллинги, мастерские, амбары, кузницы и другие здания, предназначенные для кораблестроения были окружены высоким земляным валом с пятью бастионами: три из них на середине и по концам длинной южной куртины, а два у Невы, на обеих оконечностях коротких куртин.

На бастионах были установлены корабельные пушки. Посередине внутреннего двора проложили поперечный канал, по которому корабли спускались на воду.

Перед крепостным валом вырыли сухой ров. В центре южной куртины были построены ворота со « шпицем». Через ров к воротам перебросили подъемный мост. С трех сторон было устроено пространство свободное от застройки для лучшего обзора окрестностей-гласис, который в народе называли Адмиралтейским лугом. Гласис простирался до самой реки Мьи и служил так же противопожарным целям.

Адмиралтейство

Адмиралтейская игла воспетая поэтом неразрывно связана с обликом города на Неве: . И ясны спящие громады пустынных улиц, и светла Адмиралтейская игла. Речь идет не о мифе, а об объективной реальности. Все 300 лет существования Петербурга прошли под сенью Адмиралтейского шпиля.

Адмиралтейство было задумано Петром как крупнейшая верфь на Балтийском побережье. В походном журнал царя от 16 ноября 1704 года существует запись: Заложили Адмиралтейский дом и веселились в остерии и веселились, длина 200 сажен, ширина 10 сажен. Чертежи Адмиралтейского дома утвердил лично Петр.

Строительство верфи началось не на пустом месте. До начала XVIII века на его месте находилось село Гагуево. Наличие обжитого пространства сильно упростило подготовительные и строительные работы. Уже в начале 1705 года на Адмиралтейской верфи были заложены первые корабли. 10 мая 1706 года на воду сошел десятипушечный парм.

Первое здание верфи было построено буквой П. Эту форму в дальнейшем повторяли и все последующие Адмиралтейства. Длина главного фасада составляла 425 метров, а длина боковых крыльев - 213 метров. Строительство судов велось посередине этого пространства.

Поскольку в первые годы существования Петербурга угроза шведского нападения была более чем реальна, Адмиралтейство было обнесено земляным валом с пятью бастионами и рвом. Территория перед рвом была расчищена для ведения артиллерийского огня. Это обширное пустое место, получившее в дальнейшем название Адмиралтейского луга, сыграло важную роль в формирование облика Петербурга. В XIX веке на его месте появились площади: Сенатская, Исаакиевская, Дворцовая. Адмиралтейская, Разводная. Первые три площади дошли до наших дней, на месте Адмиралтейской площади был разбит Александровский сад, а через Разводную площадь в начале XX века проложили проезд к Дворцовому мосту.

В 1711 году Адмиралтейство подверглось первой перестройке. В ходе этих работ голландский мастер Харман ван Болос установил первый в истории этого здания 72-метровый шпиль с корабликом-флюгером. Голштинский придворный Фридрих-Вильгельм фон Берхгольц писал в своем дневнике: На Адмиралтействе, красивом и огромном здании, находящемся в конце этой дороги, устроен прекрасный и довольно высокий шпиц, который выходит прямо против проспекта.

Кораблик ванн Болоса простоял на шпиле Адмиралтейства до 1815 года. Затем, в ходе ремонтных работ он был утерян и заменен на второй кораблик, который нес свою вахту до 1886 года. Во время очередного ремонта, второй кораблик был помещен в Военно-морской музей. На его место была установлена точная копия. Вес кораблика 65 кг, длина 192 см, высота 158 см.

Под корабликом находится шар. В 1864 году его сделали полым, устроив из него своеобразное хранилище. Внутри шара находится шкатулка, в которой хранятся сведения обо всех ремонтах шпиля, включая капитальные ремонты 1929 и 1977 годов, также хранится петербургские и ленинградские газеты периодов ремонта.

Адмиралтейство является центром грациозного ансамбля. Сияющий золотом адмиралтейский шпиль увенчан корабликом, ставшим своеобразным символом города, стоящего у порога Балтики.

Закладка Адмиралтейства произошла 5 ноября 1704 года. К 1706 году Адмиралтейство превратилось в крепость с пятью земляными бастионами. Первоначально это здание представляла собой одноэтажное мазанковое строение, расположенное в виде сильно растянутой буквы П.

Новое каменное здание Адмиралтейства возвели в 1732-1738 годах по проекту И. К. Коробова. Зодчий придал сооружению большую монументальность, отвечавшую его важному градостроительному значению.

В 1806-1823 годах по проекту зодчего А. Д. Захарова возвели третье, ныне существующее здание Адмиралтейства. В его облике в полный голос зазвучала тема морской славы России, могущества русского флота.

Строительство парусных кораблей на Адмиралтейской верфи продолжалось до 1844 года. В дальнейшем в здании остались только учреждения, ведавшие флотом. Адмиралтейская игла, которая упомянута в произведении Медный Всадник. запечатлена на медали За оборону Ленинграда. В годы Великой Отечественной войны шпиль был зачехлён, а сняли укрытие 30 апреля 1945 года.

Адмиралтейская игла не случайно включена А. С. Пушкиным в роман. Наряду с величественной скульптурой Петра Первого она символизирует величие России и Петербурга как составной её части. Такие грандиозные достопримечательности, как шпиль Адмиралтейства, ещё больше подчёркивают беспомощность маленьких людей перед великой державой.

Источники: www.elitario.ru, spb.infrus.ru, www.hellopiter.ru, www.ipetersburg.ru, likt590.ru

Проект полета на Марс глазами NASA

Орден чудаков

Тайна штата Нью-Джерси

Гигантские водовороты в океане

Путешествие на велосипеде

На сегодняшний день набирает полярность такой вид путешествий, как путешествие на велосипедах. Это отличный способ для тех, кто хочет сэкономить, а...

Бездуховность - как признак близкого Апокалипсиса

Начало нового витка в развитии – так, по крайней мере, обозначают рубеж окончания календаря майя, трактовавшийся как конец света, ...

Самые красивые города Италии

Что делать, если отпуск уже позади, а вы не успели вдоволь насладиться отдыхом и только ещё сильнее разожгли в себе...

Аномалии НЛО

Среди особенностей неопознанных летающих объектов важно отметить их способность внезапно появляться и становиться невидимыми для глаза человека. Случаев, когда наблюдаемые объекты...

Адмиралтейство

Адмиралте́йство (зда́ние Гла́вного Адмиралте́йства) - комплекс зданий, в которых раньше располагалось Главное адмиралтейство Российской империи. Расположено на 2-м Адмиралтейском острове в Санкт-Петербурге, считается одним из шедевров архитектуры, памятником русского классицизма.

Кораблик на шпиле здания рассматривается как один из символов города наряду с Медным всадником и контурами разведенного Дворцового моста на фоне Петропавловского собора.

Адмиралтейская крепость, построенная по чертежам Петра I

Изначально Санкт-Петербургское адмиралтейство строилось как верфь по чертежам, подписанным самим Петром I.

Санкт-Петербургское адмиралтейство было заложено 16 (5) ноября 1704 года, об этом сохранилась следующая запись:

Заложили Адмиралтейский дом и веселились в остерии и веселились, длина 200 сажен, ширина 10 сажен

Походный журнал Петра I

Подготовительные работы были закончены в рекордно короткий срок и в начале 1705 года на верфи были построены основные постройки и на эллиннгах были заложены первые корабли.

В условиях войны необходимо было защищать верфь, поэтому в 1706 году адмиралтейство представляло собой крепость. Оно было ограждено земляным валом с пятью земляными бастионами. По периметру были прорыты рвы, заполненные водой, насыпь гласиса и экспланада - обширный луг для обзора местности обстрела в случае внезапного нападения противника. В первой постройке была реализована вертикальная доминанта с металлическим шпилем. Свободное от построек пространство простиралось до современной Малой Морской улицы.

10 мая (29 апреля) 1706 года состоялся первый спуск корабля на воду - был построен прам с 18 пушками. К 1715 году в этом подразделении Адмиралтейского приказа работало около десяти тысяч человек. В то время адмиралтейство представляло собой одноэтажное мазанковое строение, расположенное в виде сильно растянутой буквы «П», раскрытой в сторону реки Невы. В здании размещались склады, мастерские, кузницы, а также службы адмиралтейского ведомства. Двор был занят эллингами для строительства парусных кораблей, по периметру двора был внутренний канал.

Канал вокруг адмиралтейства носил не только оборонительную функцию, но и транспортную - по нему доставлялся строевой лес из Новой Голландии и другие стройматериалы. Он был интегрирован в сеть городских каналов, соединяясь с Адмиралтейским каналом. Канал был засыпан в 1817 году.

Архитектура

Здание 1711 года

В 1711 году была произведена первая перестройка адмиралтейства. В ходе работ над воротами был установлен шпиль с корабликом, водружённый голландским мастером Х. ван Болосом. Под корабликом на шпиле укреплён позолоченный шар, внутри которого находится круглая кубышка из чистого золота. В ней помещены все образцы золотых монет, отчеканенных в Санкт-Петербурге с момента его основания. Этот шар никогда не вскрывался, так как секрет поворота одной из его половин в нужную сторону безвозвратно утрачен.

Оригинальный кораблик простоял на шпиле до 1815 года, и во время ремонта был заменён на второй кораблик. При этом оригинальный кораблик Фон Болоса был утерян. Второй кораблик простоял 71 год, и в 1886 году при очередном ремонте шпиля был снят и заменён на точную копию. Второй кораблик помещён в экспозицию Военно-морского музея. Вес кораблика - 65 кг, длина - 192 см, высота - 158 см.

Здание Адмиралтейства производило серьёзное впечатление на жителей той эпохи. Сохранилось описание этой аллеи камер-юнкера в свите герцога Карла-Фридриха Голштейн-Готторпского:

На Адмиралтействе, красивом и огромном здании, находящемся в конце этой дороги, устроен прекрасный и довольно высокий шпиц, который выходит прямо против проспекта

Есть мнение, что прообразом кораблика Адмиралтейства стал первый русский военный корабль - фрегат «Орёл», построенный в 1667-1669 годах по указу Алексея Михайловича. Это утверждение базируется на том, что ни один из построенных Петром до 1719 года кораблей ничего общего с корабликом на шпиле Адмиралтейства не имел.

Существует легенда, что три флага на мачтах кораблика были выполнены из чистого червонного золота, а в носовой части хранилась личная буссоль Петра I. Так же существует легенда, что кораблик повторяет силуэт первого корабля вошедшего в только что построенный порт Санкт-Петербурга.

Здание 1738 года

В 1732-1738 годах архитектор И. К. Коробов построил каменное здание Адмиралтейства. Зодчему удалось, сохранив прежний план, придать сооружению монументальность, отвечавшую его градообразующей функции. В центре, над воротами, была построена стройная центральная башня с позолоченным шпилем, иногда называемым «Адмиралтейская игла». На 72-метровую высоту был вознесён кораблик-флюгер, и на этой позиции он находится до наших дней.

В 1740-х годах это пространство вокруг Адмиралтейства использовалось для военных учений и как пастбище для скота. По праздникам Адмиралтейский луг становился местом общегородских гуляний, ярмарок; здесь устанавливали карусели, балаганы, катальные горки.

Также было упорядочено пространство вокруг адмиралтейства: в 1760-х годах архитектором А. В. Квасовым были определены границы центральных площадей, окружающих здание Адмиралтейства.

До середины XVIII века пространство к югу от адмиралтейства именовалось Адмиралтейским лугом. На Адмиралтейском лугу проходили учения солдат и устраивались народные гулянья.

Во второй половине XVIII века крепостной канал сильно загрязнился и стал скапливать сточную грязную воду. Императрица Елизавета Петровна в середине XVIII века приказала канал регулярно чистить, а луг замостить. Полностью Адмиралтейский луг был замощен только к концу царствования Екатерины II (в последней четверти XVIII века).

К этому времени южная часть луга была застроена, и определились границы Адмиралтейской площади перед главным фасадом Адмиралтейства.

Здание 1823 года

К началу XIX века утилитарная архитектура адмиралтейства уже не соответствовала его положению «центрального» здания в городе: три главных магистрали (Невский проспект, Гороховая улица и Вознесенский проспект) - сходятся к нему лучами. К востоку от адмиралтейства незастроенное пространство доходило до реки Мойки, вдоль которой шла Большая Луговая улица. Возникла необходимость изменить облик здания, так чтобы оно гармонировало с находящимся поблизости Зимним дворцом и другими величественными архитектурными ансамблями, расположенными рядом с адмиралтейством.

В 1806-1823 годах архитектор А. Д. Захаров блестяще решил эту задачу. Идеей нового облика здания стала тема морской славы России, могущества русского флота. Захаров перестроил адмиралтейство почти полностью, оставив лишь изящную башню со шпилем. Фортификационные сооружения у верфи были уничтожены, на их месте разбит бульвар (сейчас на этом месте расположен Александровский сад). Сохранив конфигурацию плана уже существовавшего здания, Захаров создал новое, грандиозное (протяжённость главного фасада 407 м) сооружение, придав ему величественный архитектурный облик и подчеркнув его центральное положение в городе (как уже говорилось выше, главные магистрали сходятся к нему тремя лучами).

Архитектурный ансамбль Адмиралтейства состоит из двух П-образных в плане корпусов (внешнего и внутреннего). между ними проходил Адмиралтейский ров. Внешний корпус занимали административные учреждения морского и речного флота России, а во внутреннем по-прежнему были производственные мастерские.

В центре здания - монументальная башня со шпилем (архитектор И. К. Коробов), окружённая колоннадой в средней части, ставшая символом города. Основание башни прорезано аркой, а на флангах средней части установлены 12-ти и 6-колонные портики. Они повторяются на боковых фасадах. Павильоны, обращённые к Неве, перекликаются с основанием центральной башни и увенчаны флагштоками с изваяниями дельфинов. Строгий ритм членений придает композиции Адмиралтейства особую цельность. Композиция двух крыльев фасада, симметрично расположенных по сторонам башни, построена на сложном ритмическом чередовании простых и чётких объёмов (гладкие стены, сильно выступающие портики, глубокие лоджии).

Особое место в архитектурном решении Адмиралтейства занимает скульптура. Во фронтонах боковых портиков - рельефы, изображающие греческую богиню правосудия Фемиду, награждающую воинов и ремесленников. В создании скульптур принимали участие С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский, А. А. Анисимов. Центральную арку фланкируют стоящие на высоких постаментах статуи нимф, несущих глобусы (скульптор - Ф. Ф. Щедрин). Над аркой - парящие Славы и аллегорический барельеф «Заведение флота в России» (ск. И. И. Теребенев). На углах первого яруса - фигуры античных героев: Александра Македонского, Ахилла, Аякса и Пирра. Над колоннадой - 28 скульптурных аллегорий: огня, воды, земли, воздуха, четырёх времен года, четырёх стран света, музы астрономии - Урании и покровительницы корабельщиков-египетской богини Изиды и др. Декоративные рельефы органично соотносятся с крупными архитектурными объёмами, пристенные скульптурные группы подчёркивают в грандиозно развёрнутых фасадах живую человеческую меру. Скульптуры Адмиралтейства не просто указывают на функциональное назначение здания, они утверждают образ России как морской державы.

Внутри, в интерьерах Адмиралтейства (сохранились вестибюль с парадной лестницей, зал собраний, библиотека) суровая строгость монументальных архитектурных форм смягчена обилием света и исключительным изяществом отделки.

История

Строительство парусных кораблей на Адмиралтейской верфи продолжалось до 1844 года В дальнейшем в здании остались только учреждения флота: Морское министерство, Главный морской штаб, Главное гидрографическое управление. В 1709-1939 годах в нём размещался Военно-морской музей.

С июня 1917 года здесь находился Центрофлот - центральный демократический орган флота, поддерживающий Временное правительство. Во время Великой Октябрьской революции он был распущен, и 26 октября по инициативе В. И. Ленина был создан Военно-морской революционный комитет (ВМРК), мобилизовавший силы флота на создание и упрочение Советского государства. ВМРК помещался в крыле Адмиралтейства, обращенном к Медному всаднику.

С 1925 года в здании находится Высшее военно-морское училище им. Ф. Э. Дзержинского. До конца 2008 года там же находился и штаб Краснознаменной Ленинградской военно-морской базы.

Сохранность и реставрация

Во время блокады Ленинграда шпиль Адмиралтейства был зачехлён; укрытие было снято 30 апреля 1945 года. Реставрационные работы в здании проводились в 1928,1977 и в 1997-1998 гг.

Современность

В пост-советское время неоднократно возникали различные проекты по новому использованию помещений адмиралтейства. Так в 2006 году выдвигалось предложение переместить сюда, на ограниченную площадь, Центральный военно-морской музей, в здании которого правительство Санкт-Петербурга планировало открыть нефтяную биржу. Осенью 2007 года появилось предложение разместить в адмиралтействе командование Военно-морского флота. Между тем жителями города было замечено, что башня Адмиралтейства дала трещину. Ситуация разбирается в КГИОП

По словам министра обороны Анатолия Сердюкова (сентябрь 2010), переезд Главного штаба ВМФ и основных структур в Петербург начнется после окончания ремонта в Адмиралтействе. В 2009 году оттуда выехало Военно-морское училище и штаб Ленинградской военно-морской базы. Вместе с тем глава Минобороны отметил, что командный пункт управления переноситься в ближайшие год-два все же не будет.

Интересные факты

В 1932-1933 годах в здании размещалась Газодинамическая лаборатория - первое в СССР конструкторское бюро по разработке ракетных двигателей.

Адмиралтейская игла запечатлена на медали «За оборону Ленинграда» и на знаке, вручавшемся выпускникам Ленинградского механического института.

При золочении Адмиралтейского шпиля в 1977 году в шар под корабликом, где установлен специальный ларец, положили проект Конституции СССР.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Здание Главного Адмиралтейства - шедевр русского национального зодчества, одно из высших достижений архитектуры русского классицизма. Облик здания, как и его роль в ансамбле центра города, определился в итоге длительной строительной деятельности на протяжении всего XVIII и первой четверти XIX столетия.

Адмиралтейство - первая русская кораблестроительная верфь на Балтийском море - заложено 5 ноября 1704 года по собственноручному чертежу Петра I.

В условиях военного времени возникла необходимость оградить верфь со стороны суши укреплениями - земляным валом с пятью бастионами и рвом перед ним.

Первое петровское Адмиралтейство было фахверковым (мазанковым). В 1711 году в центр здания были встроены каменный корпус Адмиралтейской коллегии и над ним фахверковая башня с часами и шпилем.

Обширные одноэтажные строения располагались «покоем», ограничивая открытое к Неве пространство верфи с доками, эллингами и каналами.

В 1721 году началась замена фахверковых адмиралтейских строений каменными.

Несмотря на некоторые искажения в 1820-х годах и во второй половине XIX века гениального патриотического замысла Захарова - уничтожение части скульптур на фасадах, пробивку оконных проемов третьего этажа на месте лепного фриза, завершавшего плоскости стен главного фасада, и застройку Адмиралтейской набережной, здание Адмиралтейства сохраняет свое значение архитектурной доминанты в грандиозном ансамбле центра города.


Адмиралтейство с его башней и шпилем, на которые ориентированы три основные городские магистрали - Невский проспект, Горховая улица и Вознесенский проспект, по-прежнему является композиционным центром города.



В годы Великой Отечественной войны здание сильно пострадало от артиллерийских обстрелов и бомбардировок. Более семидесяти бомб и снарядов нанесли тяжелые увечья зданию, которое начали восстанавливать уже в последний год войны под руководством главного архитектора Адмиралтейства В. И. Пилявского, при самоотверженной работе скульптора Я. А. Троупянского и художника-реставратора В. С. Щербакова.

Уничтоженные бомбой три скульптуры на башне были восстановлены к моменту окончания войны.



Адмиралтейство наряду с Петропавловским и Исаакиевским соборами является доминантой Северной столицы и центром трехлучевой планировки, сложившейся еще в Петровскую эпоху. "Адмиралтейская игла", которая "века истории прошила", является одним из символов Санкт-Петербурга, без которого невозможно представить панораму невских берегов.

Первое здание Адмиралтейства было заложено по замыслу Петра Первого в 1704 г. Он возводил Санкт-Петербург как главный центр российского кораблестроения и мореплавания, а потому Адмиралтейство строили и как судостроительную верфь, и как крепость - шла Северная война. Здания, расположенные "покоем", т.е. в виде буквы "П", открывались к Неве; в обширном дворе на стапелях собирали корабли и по доскам, смазанным салом, спускали на воду. В центральном корпусе - в башне под шпилем - работала Адмиралтейская коллегия, управлявшая российским флотом.

Все строения первого Адмиралтейства были деревянными и уже к 1720-м гг. изрядно обветшали. Возведение новых, каменных корпусов в 1730-х гг. возглавил архитектор И.К. Коробов, один из "птенцов гнезда Петрова". Он заново создал весь производственный комплекс, сохранив общий абрис прежнего здания. Для своего времени оно было выдающимся, но к началу 19 в. выглядело уже старомодным и слишком утилитарным на фоне новых парадных строений Петербурга.

Ныне существующее здание Адмиралтейства - третье по счету - в 1806-1823 гг. возводил Андреян Дмитриевич Захаров (1761-1811 гг.), главный архитектор Адмиралтейского ведомства. Он был выпускником петербургской Академии художеств, учился в Париже и всю жизнь посвятил служению архитектуре. Зодчий проявил уважение к трудам своих предшественников, частично сохранив стены старых построек, оконные проемы и коробовский шпиль. К началу 19 в. Адмиралтейство утратило значение верфи и крепости, и потому новые сооружения должны были приобрести совсем другой художественный образ. Обращенное к городу и его основным магистралям, Адмиралтейство стало восприниматься как символ моря. Другой своей стороной оно "смотрит" на Неву - это символ власти Петербурга над водной стихией, часть морского фасада города.

Адмиралтейство - выдающийся памятник классицизма, в облике которого некоторые исследователи усматривают и черты французского ампира. Архитектор Захаров мастерски избежал монотонности динного фасада, растянувшегося на 407 м, украсив его портиками, создающими игру света и тени. Центральная многоярусная башня с триумфальной аркой напоминает надвратные башни древнерусских монастырей. Ее шпиль высотой более 70 м завершен знаменитым трехмачтовым корабликом-флюгером с распущенными парусами - символом Петербурга (он весит 65 кг и покрыт 2 кг чистого золота). Гигантское здание не подавляет; оно во всем соразмерно человеку и каким-то непостижимым образом соединяет в себе монументальность и мягкость.

Скульптура, по замыслу Захарова, не украшает здание, а составляет с ним единое целое, превращая Адмиралтейство в памятник русской морской славы. Соавторами зодчего были лучшие скульпторы того времени: Ф.Ф. Щедрин, С.С. Пименов, И.И. Теребенев, В.И. Демут-Малиновский. Они изваяли полководцев и героев древности, установленных на углах основания башни, аллегорические статуи природных стихий, увенчавшие ее колонны, группы морских нимф по сторонам триумфальной арки, маски морских божеств на замковых камнях первого этажа. Сюжет 22-метрового горельефа на аттике башни "Заведение флота в России" делает здание Адмиралтейства своеобразной энциклопедией отечественного флота.

Адмиралтейство входит в ансамбль центральных петербургских площадей: его стены удачно гармонируют с фасадами Зимнего дворца на Дворцовой площади, а также со зданиями, расположенными на площадях Декабристов и Исаакиевской.

Здание Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. Историческое здание в стиле классицизма, значительный памятник архитектуры, считающийся одним из главных символов города. Первое каменное здание было построено в 1732-1738 годах по проекту И. К. Коробова, однако, в 1806-1823 годах здание было почти полностью перестроено по проекту А. Д. Захарова.

Здание Адмиралтейства («места для строительства и ремонта военных судов») ведет свою историю от Адмиралтейских крепости и верфи, построенных в 1705-1706 годах по чертежам, утвержденных императором Петром I. Здесь закладывались корабли, а также размещались сопутствующие службы всего флотского хозяйства России. В то время к зданию подходил Адмиралтейский канал, служащий для доставки леса и прочих строительных материалов.

В 1711 году над зданием Адмиралтейства появился знаменитый шпиль, «адмиралтейская игла», увенчанный корабликом, который сегодня считается одним из главных символов Санкт-Петербурга. Первый кораблик установил голландский мастер, и он простоял до 1815 года, пока не был заменен на новый. Вес кораблика — 65 килограмм, длина — 192 сантиметров, высота — 158 сантиметров. Под первым корабликом в специальной кубышке поместили все образцы золотых монет, отчеканенных к тому времени в Санкт-Петербурге. Уже в наше время, в 1977 году, в этот ларец поместили Конституцию СССР.

Когда в 1732-1738 годах строилось первое каменное здание Адмиралтейства, оно повторило П-образные очертания прежней постройки, а высота шпиля стала составлять 72 метра.

Площадь перед Адмиралтейством — Адмиралтейский луг — долгое время никак не использовалась, пока на ней не появился архитектурный ансамбль Дворцовой площади.

Адмиралтейство почти сразу стало играть роль «главного здания» Санкт-Петербурга, к нему тремя лучами сходились основные городские улицы — Невский проспект, Гороховая улица и Вознесенский проспект.

До 1873 года со двора Адмиралтейства производили известный полуденный пушечный выстрел, а с 1777 года в здании был установлен колокол, предупреждающий горожан об опасности наводнения.

Перестройка 1823 года была вызвана необходимостью привести внешний вид здания в соответствие с соседними Дворцовой площадью и Зимним дворцом.

Современное Адмиралтейство состоит из двух П-образных корпусов и монументальной башни со шпилем. Внешнее оформление здания — арка, колоннада и портики на флангах и боковых фасадах. Поверхность богато украшена скульптурой и рельефами с изображением богов, нимф и античных героев (56 статуй, 11 барельефов и 350 лепных украшений). Центральная башня декорирована горельефом «Заведение флота в России» работы И. И. Теребенева.

Строительство кораблей на Адмиралтейской верфи продолжалось до 1844 года, позже здесь размещались Морское министерство, Главный морской штаб, Главное гидрографическое управление, Адмиралтейский собор. После революции 1917 года в здании находились Центрофлот, Военно-морской революционный комитет, Высшее военно-морское училище им. Ф. Э. Дзержинского, штаб Краснознаменной Ленинградской военно-морской базы и, наконец, с 2012 года — Главный штаб ВМФ России.

Протяженность главного фасада здания — 407 метров.

Здание Главного Адмиралтейства включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Посещение здания Главного Адмиралтейства будет интересно туристам, интересующимся архитектурой XVIII — первой половины XIX веков, военным историкам, изучающим развитие российского флота, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями — , (где расположен