Отец царя давида. Давид псалмопевец

Отец царя давида. Давид псалмопевец

Царь Давид – второй царь израильтян. Его царствование продолжалось 40 лет. При нём было образовано единое Израильское царство со столицей в Иерусалиме. Точные годы правления этого владыки неизвестны. Ориентировочно 1005 г. до н. э. – 965 г. до н. э. Следует также сказать, что подлинность данной личности многие специалисты подвергают сомнению. Нет прямых доказательств существования данного царя, как нет доказательств существования единого и неделимого Израильского царства. Вся информация взята из библейских рассказов, а поэтому она больше напоминает легенду, чем правду.

Считается, что библейское повествование о Давиде и его царстве было ничем иным как идеологическим мифом, созданным в VI веке до н. э. иудейским первосвященником Ездрой и еврейским наместником Иудеи Неемией. Эти люди и их сподвижники придумали и царя, и царство, чтобы показать народу Израиля какие у него глубокие и могучие исторические корни.

Отдельные историки и археологи полагают, что Давид в действительности существовал, но являлся всего лишь князем, контролировавшим небольшую территорию в Хевроне. Косвенным доказательством существования этого человека является стела из библейского города Тель-Дан, датируемая IX – VIII веками до н. э. На ней имеется надпись на арамейском языке. Она гласит, что царь Арама победил царя Израиля. В тексте упоминается династия Давида. Это с большой натяжкой можно рассматривать как подтверждение реальности царя Давида.

Краткое повествование о царе Давиде

Давид приходился младшим сыном Иессеи. А тот, в свою очередь, происходил из древнейшего иудейского рода и был сыном Овида. Именно от потомков Иессеи должен был появиться Мессия, которого христиане отождествили с Иисусом Христом. То есть род Иессеи – это род Иисуса Христа.

Мальчика Давида описывают как красивого, румяного и белокурого. Он пас овец и не раз защищал их от медведей и львов. Его смелость и решительность заинтересовали Бога. Тот отверг царя израильского народа Саула за капризность и непокорность и велел пророку Самуилу помазать Давида на царство. После помазания на молодого человека снизошёл Божий дух.

Давид пришёл в израильское войско навестить своих братьев. Израиль в то время воевал с филистимлянами, и юноша вызвался сразиться с великаном Голиафом. Он поразил пращой этого могучего филистимлянина и тем самым обеспечил израильтянам победу. После этого царь Саул взял его в своё окружение, не подозревая, что храброго юношу уже помазали на его трон.

Давид сражается с Голиафом

Очень быстро Давид стал популярен в народе и затмил славу царя. Последний воспылал ревностью и попытался убить составившему ему конкуренцию юношу. Он даже сам метнул копьё в Давида, и тот вынужден был бежать в Раму. Но Саул послал следом убийц, а те под воздействием Божьей воли отказались от злодейства и стали пророчествовать.

После этого наш герой, спасаясь от Саула, нашёл убежище в Адолламской пещере, где пребывал с родственниками и притесняемыми людьми. Вскоре к нему пришёл пророк Гад и передал повеление Бога идти и освободить от филистимлян город Кеил. Узнав о том, что Давид пребывает в Кеиле, Саул организовал его преследование, которое продолжалось несколько лет.

Давид вынужден был укрыться у филистимлян. И их царь Анхус пожаловал изгнаннику небольшой пограничный городок Секелаг. В нём наш герой организовал подобие базы для разбойников и начал грабить местное население, отсылая часть добычи Анхусу. Всё это продолжалось до тех пор, пока филистимляне не разбили израильтян в битве возле подножия горы Гелвуй. В этом сражении погибли три царских сына, а сам Саул, потрясённый поражением, бросился на меч. Узнав о гибели своего главного врага, Давид оплакал его смерть погребальным плачем.

Он воспользовался временным безвластием, захватил иудейский город Хеврон, сделал его столицей Иудеи и провозгласил себя иудейским царём. Тем временем в Израиле на трон вступил сын Саула Иевосфей. После этого началось противостояние двух еврейских государств. Продолжалось оно два года и закончилось победой Давида. Так он стал царём всего Израиля.

После вступления на трон царь Давид начал войну с иевусеями. Это древний народ, который основал город Иерусалим. Предполагается, что иевусеи состояли в родстве с хеттами. Вот против них и выступил новый израильский правитель. Он захватил Иерусалим и сделал его столицей своего государства. В этом городе у Давида родилось множество сыновей, среди которых появился на свет и будущий израильский царь Соломон.

Иерусалим стал религиозным иудейским центром. В нём, на горе Сион, был помещён ковчег завета , отобранный у филистимлян. Духовная власть была подчинена царской. Священники стали подчиняться первосвященникам, и все слуги Господа официально вошли в государственный аппарат. В планы царя входило построить для ковчега завета Храм. Но это строительство было осуществлено только в годы правления царя Соломона.

Таким Давида изобразил Микеланджело

При царе Давиде прошла перепись населения, что вызывало недовольство Бога. Он наслал на людей язву, а к царю явился пророк Гад и передал волю Господа установить алтарь в том месте, где по милосердию божьему был над Иерусалимом остановлен ангел с разящим мечом. Этим местом оказалось гумно Орны-иевусеянина. Именно там Соломон и начал впоследствии строительство Храма.

При новом правителе земли Израильского царства расширились. Был организован поход в Сирию против полукочевого народа арамеев. Благодаря этому походу, израильтяне вышли к берегам Евфрата. Была присоединена Идумея, находящаяся на юге. У филистимлян и финикийцев остались только узкие прибрежные территории, а границы Израиля дошли до Аравийской пустыни.

Находясь на вершине могущества, царь Давид впал в страшный грех. Он увидел красивую женщину, купающуюся в озере. Ему сказали, что это Вирсавия, жена военачальника Урии. Того не было дома, так как шла война с аммонитянами, и царь приказал привести к нему чужую жену и согрешил с ней. Однако женщина забеременела, и Давид велел вызвать из похода Урию, чтобы тот переспал с женой и решил, что будущий ребёнок от него.

Но вернувшийся муж отказался у всех на глазах войти в свой дом. Он вернулся обратно в войско, а царь повелел его командирам направить Урию в самое опасное место, чтобы мужчину как можно быстрее убили. Вскоре Урия пал на поле боя, а жена родила сына.

Пророк Нафан требует, чтобы Давид передал власть Соломону

Всё это вызывало у Бога гнев, и он наслал на Давида четыре кары: кончину младшего сына, изнасилование дочери братом Амноном, смерть Амнона от руки другого брата Авессалома, предательство Авессалома и его убийство воинами царя. А вот у Вирсавии родился мальчик, которого назвали Соломоном.

Согласно библейскому повествованию смерть Авессалома наступила на 40-й год царствования Давида. То есть в самом конце его правления. В это время авторитет израильского владыки сильно пошатнулся. К нему явился пророк Нафан и настоятельно посоветовал передать власть своему сыну Соломону . Царю ничего не оставалось делать, как выполнить волю божьего человека. Он передал власть сыну, рождённому от Вирсавии, и умер в 70-летнем возрасте. Тело его похоронили в Иерусалиме на горе Сион, где впоследствии прошла Тайная вечеря – трапеза Иисуса Христа с 12-ю учениками.

Святой пророк Давид - младший из восьми сыновей старейшины города Вифлеема Иессея, потомка Иуды, которому его отец Иаков обещал управление еврейским народом до пришествия Христа Спасителя. Святой Давид - первый царь из колена Иудина и второй царь народа израильского.

Он родился и жил в Вифлееме, где до помазания на царство пас овец своего отца. Святой Давид отличался послушанием и кротостью, не любил праздности: в свободное от работы время играл на псалтири, слагая под ее звуки славословия Богу. Впоследствии песнопения, сложенные Богодохновенным Давидом, стали известны под названием псалмов. Наделенный прекрасной внешностью, юноша отличался необычайной физической силой, храбростью, ловкостью, без оружия справлялся с хищными зверями, похищавшими овец.

Праведный царь Давид между Мудростью и Пророчеством. Миниатюра их псалтири, первая половина X века

За недостойное царствование Господь через пророка Самуила возвестил царю Израильскому Саулу, что Бог "отнимет у него царство... и отдаст его ближнему его, лучшему его" (1 Цар. 15:28).

Господь возлюбил юного Давида за кротость. "Братия моя добри и велицы, и не благоволи в них Господь" (Пс. 150). "Мене же за незлобие приял, и утвердил мя еси пред Тобою в век" (Пс. 40:13).

По велению Божиему в Вифлеем пришел пророк Самуил, взял рог с елеем и помазал святого Давида. "И почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после... А от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа" (1 Цар. 16:13, 14).

Слуги Саула пригласили к царю святого Давида, чтобы игрой на гуслях он облегчил ему припадки тоски и раздражительности.
Вскоре началась война с филистимлянами. 40 дней великан Голиаф, облаченный в медные доспехи, вызывал на поединок воина из израильтян; никто не решался сразиться с исполином. Голиаф насмехался над оробевшими израильтянами. Возмущенный высокомерием филистимлянина, святой Давид отказался от воинского снаряжения, взял пастушеский посох, пращу и сумку с пятью камнями и вышел на единоборство. На насмешки Голиафа юноша отвечал: "Ты идешь против меня с мечом, копьем и щитом, а я иду против тебя во Имя Господа Саваофа, Бога воинов израильских..." Вера святого Давида в помощь Божию принесла ему победу, решившую исход войны. "Изыдох в сретение иноплеменнику, и проклят мя идолы своими. Аз же, исторгнув меч от него, обезглавих его и отъях поношение от сынов Израилевых" (Пс. 150).

Давид поражает Голиафа. Гравюра. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд

Саул приблизил к себе святого Давида и сделал начальником всех войск. Израильские женщины встречали их после победы с песнями и плясками: "Саул победил тысячи, а Давид - десятки тысяч!" Зависть и ненависть овладели Саулом. Слушая музыку, он дважды бросал в святого Давида копье, чтобы пригвоздить его к стене, но тот уклонялся. Чтобы погубить юношу, он посылал святого Давида в самые опасные сражения, обещая выдать за него свою дочь. Нарушив обещание, он вынужден был отдать за него другую дочь - Мелхолу. Но преследования не прекращались. Начались странствования святого Давида по гористым, лишенным растительности пустыням. Наконец, он покинул родину. "И собрались к нему все притесненные, и все должники, и все огорченные душею, и сделался он начальником над ними; и было с ним около четырехсот человек" (1 Цар. 22:2).

После возвращения святого Давида Саул продолжал преследовать его. Дважды святой Давид мог убить спящего царя, но только взял копье и отрезал край одежды его. "С ненавидящими мира бех мирен" (Пс. 119,6). Он старался убедить Саула, что в душе его нет злого умысла и коварства против помазанника Божия. "Изми мя от враг моих, Боже, и от востающих на мя избави мя" (Пс. 58:2),- взывал пророк. "Вскую прискорбна еси, душе моя? И вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего и Бог мой" (Пс. 41:12).

"Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь" (Пс. 33:20). Филистимляне обратили в бегство войско израильтян и убили царя и его сыновей.

Колено Иудино провозгласило царем святого Давида. Другие одиннадцать колен избрали царем сына Саула Иевосфея. Через 7 лет военачальники Иевосфея убили спящего царя. Голову его они принесли святому Давиду, но он приказал казнить изменников.

После смерти Иевосфея святой Давид был провозглашен царем над всеми двенадцатью коленами Израильскими. Через 5 лет столицей Израильского государства стал Иерусалим (город мира). Святой Давид перенес туда Ковчег Завета, установил торжественное Богослужение, в котором участвовали певцы и музыканты, и хотел построить величественный храм. Но Господь через пророка Нафана объявил святому, что это сделает его сын Соломон, так как святой Давид пролил много крови.

Благословляемый Богом, святой царь Давид преуспевал во всех делах. Он счастливо вел войны с врагами. Всё добытое у побежденных народов посвящал Богу, заготовляя материал для постройки храма.

Обличение Давида пророком Нафаном. Гравюра. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд

Святой Давид не превозносился среди благоденствия, творил суд и правду над своим народом. Но, увлекшись красотой Вирсавии, царь приказал послать ее мужа Урию в самое опасное место сражения. Урия погиб, а царь Давид женился на Вирсавии. Для обличения преступного царя Бог послал пророка Нафана. С глубокой скорбью взывал раскаявшийся: "Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей..." (Пс. 50:1). Господь простил пророка. Но в искупление вины бедствия не отходили от него. Сын Давида Авессалом восстал против отца, и ему пришлось покинуть Иерусалим и скрываться. Все скорби и испытания святой царь Давид принимал со смирением как воздаяния за свои согрешения.

Святой пророк и псалмопевец Давид постоянно находился в молитвенном общении с Творцом. Царь и полководец, обремененный заботами по управлению государством, он возносил свои молитвы даже ночью.

Прославился Давид не только своим бесстрашием, героическими подвигами, тем, что был самым любимым царем, но и талантом поэта, музыканта и певца. Он сложил много хвалебных песен - псалмов, которые пел, аккомпанируя себе на музыкальном инструменте - псалтири. Этот струнный инструмент был похож на арфу или лиру с 10-12 струнами.

Благодатью Святого Духа святой пророк Давид составил Псалтирь. В песнях-молитвах Давид обращался к Богу. Как пророк святой царь Давид явлен в третьей части Псалтири, где содержатся подробные предсказания о пришествии на землю Господа Иисуса Христа, Спасителя, о Его страданиях, Воскресении из мертвых, Вознесении, а также о Пресвятой Деве Марии - Матери Божией. Сейчас в Псалтири 150 псалмов. Большая часть из них принадлежит Давиду, некоторые написаны Соломоном и другими историческими лицами Ветхого Завета. Псалмы широко используются в Богослужении и личной молитве верующих.

Святой Василий Великий говорит: "Никакие другие книги так Бога не славят, как Псалтирь" - и называет ее общей врачебницей душ. А блаженный Августин пишет, что "пение псалмов души украшает, Ангелы на помощь призывает, демоны прогоняет, отженет тмы, содевает святыню, человеку грешному укрепление ума есть, заглаживает грехи, подобно есть милостыням святым". В древних монастырях был обычай выучивать всю Псалтирь наизусть. Псалом 50 является образцом покаянной молитвы.

На славянский язык Псалтирь была переведена св. Кириллом и Мефодием в Х веке.

В старости святой пророк царь Давид приказал провозгласить и помазать в преемники себе своего сына Соломона, о котором клялся Вирсавии, что он будет царствовать после него. Передав Соломону материалы, приготовленные для строительства храма и самый план, он завещал приближенным содействовать построению храма. Затем, призвав Божие благословение на весь народ иудейский и прославив Господа за все милости Его, святой царь и пророк Давид мирно почил около 1048 года до Рождества Христова и погребен был в Иерусалиме. Могила царя Давида находится на Сионской горе, рядом с Сионской горницей, в которой Господь Иисус Христос совершил Тайную Вечерю со своими учениками.

Читатели нашего журнала уже знакомы с протоиереем Леонидом Грилихесом — ученым-семитологом, заведующим кафедрой библеистики МДА, преподавателем древних восточных языков, поэтом и переводчиком. Продолжая наши беседы о Ветхом Завете, мы поговорим сегодня о Давиде — царе Израиля, псалмопевце, воине, одной из самых замечательных личностей ветхозаветной истории.

— В Ветхом Завете очень много незабываемых людей, ярких, мощных личностей — что отличает Давида от всех прочих, в чем его особенность? Почему именно он, точнее, его голос, его псалмы стали совершенно неотъемлемой частью православного богослужения и нашей христианской жизни?

— Давид — удивительная личность не только в библейской, но и в мировой истории. Во-первых, с его именем связано все, что мы видим сегодня в Иерусалиме. Именно Давид дал Иерусалиму тот духовный толчок, который сделал его священным городом трех религий. В начале X века до Рождества Христова Давид завоевал эту небольшую крепость у подножия горы Сион и сделал ее столицей объединенного под его властью Израиля. И с этого момента началась история Иерусалима как священного города — города, который не только принадлежал царю, но стал местом пребывания Господа. Духовная мощь этого города, мощь, которую и сегодня ощущают все приезжающие в Иерусалим, заквашена на личности Давида.

Во-вторых, к Давиду восходит гимнографическая традиция Церкви. Следует помнить, не все псалмы, содержащиеся в Псалтири, написаны Давидом; но именно Давид — родоначальник такого рода поэзии. Вся библейская поэзия и в конечном счете вся церковная гимнография восходит к песням, которые слагал Давид. Вся она выросла на его слове, на его преданности Богу, доверии к Богу, уверенности, что с Богом он пройдет сквозь стену, если это будет необходимо.

И третье, что особенно важно и что, может быть, важнее всего прочего,— то, что к Давиду восходит мессианская линия; Христос — потомок Давида, еще при жизни царя пророк Нафан сказал ему, что от него произойдет Мессия (см.: 2 Цар. 7 , 14-16). Таким образом, и город, посвященный Богу, и гимнография, обращенная к Богу, и, наконец, сам Господь, воплотившийся и родившийся в роде Давидовом,— все это сходится в одной личности.

— Давид — царь, второй царь в истории Израиля; первый из царей, Саул, оказался недостойным помазания, и его сменил Давид. Кончилась эпоха Судей, началась эпоха Царств. Хотелось бы спросить о духовном смысле царствования, помазания на царство. Почему Господь велит пророку Самуилу дать израильтянам царя, как бы снисходя к их неспособности без царя обойтись? Получается, что это вовсе не великое событие в жизни Израиля, а, наоборот — свидетельство некоего падения, слабости.

— Это действительно совершенно уникальное событие, по своей уникальности оно не уступает единобожию. Во всех восточных и не только восточных религиях царская власть превозносится и обожествляется, и только в Библии говорится, что династическая царская власть — это снисхождение Бога к слабости людей, к их маловерию, малодушию. Обращаясь к пророку Самуилу с просьбой: поставь над нами царя (1 Цар. 8 , 5), израильтяне отвергают судей, которые избирались непосредственно Богом, и хотят иметь более стабильный, как им кажется, институт власти. Господь нисходит к их просьбе (см.: 1 Цар. 8 , 7-9) и в конце концов по Своей милости ставит Израилю такого царя, который сам становится символом преданности Богу. Первый Израильский царь Саул теряет власть именно потому, что не был покорен Богу, он не хочет подчиниться словам пророка Самуила. Но Господь увидел подлинного царя в Давиде, мальчике-пастухе, музыканте, младшем из восьми сыновей Иессея.

— Читая историю Давида (1, 2 и начало 3 книги Царств), мы то и дело видим, что он ведет себя странно и неразумно в глазах современников; нам же эта неразумность все время что-то напоминает. Саул преследует Давида и хочет его убить; Давид же сохраняет его жизнь, отказываясь поднять руку на помазанника Божия, и оплакивает Саула, когда тот погибает. Давид отказывается покарать Семея, публично его, царя, оскорблявшего, потому что Господь повелел ему злословить Давида. Кто же может сказать: зачем ты так делаешь? (2 Цар. 16, 10). Давид прощает, любит, ждет и наконец оплакивает своего сына Авессалома, хотя тот его предал и хотел убить (см.: 2 Цар. 18)… И все это заставляет нас обратить взор не к Ветхому уже, а к Новому Завету.

— Бог ведь всегда один и тот же. И в Ветхом Завете, и в Новом — один и тот же Бог. Просто люди не одинаково близки или далеки от Него. Новый Завет открывает эпоху предельной близости между Богом и человеком. В Ветхом же Он не открывается в такой полноте. Но в тех, к кому Он приближался, кому открывался — в Аврааме, Иакове, Моисее, Давиде,— мы действительно находим немало новозаветного. Это проблески грядущего Нового Завета. Давид очень мужественный человек, воинственный, он страшен для тех, с кем он воюет, но почему-то мы по сей день читаем: Помяни, Господи, Давида и всю кротость его (Пс. 131 , 1). В чем кротость Давида? В том, что на первом месте у него то, что открывает ему Бог, и вот здесь Давид, действительно, кротчайший человек. Кроток он был — перед словом Божиим, которое было для него непререкаемым указом, даже если никак не сочеталось с его интересами в земном понимании. И именно потому Давид двигался в самом правильном направлении. Заметьте, в отличие от других древних владык, которые видели себя земными богами, Давид всегда знал, что он всего лишь человек. Что дни его — яко цвет сельный (Пс. 102 , 15). Он никогда не надмевался. Не терял правильного, трезвого видения самого себя. Власть и слава меняют человека, много ли найдется в истории человечества людей, способных выдержать испытание властью и славой? Давид — один из немногих.

— Всегда ли, однако, он это выдерживает? А история с Урией Хеттеянином и женой его, Вирсавией (см.: 2 Цар. 11)?

— Давид совершил преступление. И мы должны быть благодарны библейским хронистам, что они так откровенно об этом пишут, не пытаются это замаскировать. Давид взял жену Урии, человека, чье поведение, как оно изображается на страницах Библии, совершенно безупречно и благородно, и кроме того он предельно предан царю Давиду. Но Давид послал Урию на смерть. В этой ситуации Давид выглядит негодяем. Библия показывает нам, как низко он пал. И к нему приходит пророк Нафан (см.: 2 Цар. 12 ) и говорит ему это. И здесь мы снова видим отличие Давида от большинства земных владык, от Иоанна Грозного, например, который убил митрополита Филиппа; Давид готов услышать обличающие его слова, он знает, что голос пророка — это голос Божий. Раскаяние Давида столь же глубоко, сколь и его падение. Потому-то оно и поднимает его оттуда, из бездны, потому-то мы и слышим 50-й псалом каждый день за богослужением. И мы должны извлечь для себя из этой ситуации урок, иначе говоря, вывести для себя такой закон раскаяния: чтобы нас поднять, оно должно быть так же глубоко, как грех в нас.

— Есть такая метафора судьбы и личности Давида: солнце прорывается сквозь плотные тучи то здесь, то там и слепит людей своими лучами. Она отражает истину?

— Давид очень противоречив. И здесь мы вновь должны поблагодарить древнеизраильских хронистов: обычно придворные хроники выглядят совершенно иначе, перечисляют лишь великие заслуги царя. Мы говорили о том, что он отказался покарать Семея, публично его оскорблявшего, но ведь перед смертью своей он все-таки велел Семея казнить (см.: 3 Цар. 2 , 8-9). А Давид эпохи Саула, молодой Давид — это командир такого отряда из беглых людей, по сути, скрывающейся в горах вооруженной банды, и то, что он делает, каким образом он выживает — это очень похоже на современный рэкет, практику «крышевания» богатых людей, вспомним хотя бы историю с Навалом и супругой его Авигеей (см.: 1 Цар. 25 ). Более того, какое-то время Давид служит исконным врагам Израиля филистимлянам, Анхусу, царю Гефскому (см.: 1 Цар. 27 ). Давид вынужден жить по законам того времени, которые, впрочем, мало отличаются от сегодняшних. Но в Давиде при этом бьется совершенно удивительное сердце, в нем живет удивительная душа, нечто такое, что опережает его самого. Бог выбрал Давида, и Давид оказался отзывчивым. Причина его противоречивости — именно в том, что он не тождествен самому себе, в том, что Бог как бы приподнимает его над ним же самим. Люди, которые записали хронику Давидова царствования, это чувствовали, и для них это было наиболее значимым. И это осталось в веках.

— Многим памятны ахматовские строчки: «Во мне печаль, которой царь Давид По-царски одарил тысячелетья». Но ведь он еще и радостью одарил нас по-царски — радостью о Господе…

— Да, действительно, многие псалмы являются выражением радости, ликования, хвалы. Это ликование порой захлестывает Давида. Библия изображает, как, забыв о своем царском достоинстве, Давид плясал перед Ковчегом Завета, когда Ковчег переносили в Иерусалим (см.: 2 Цар. 6 , 5). За что, кстати говоря, он удостоился презрения со стороны своей собственной жены Мелхолы, которая слышит от него ответ: пред Господом играть и плясать буду (2 Цар. 6 , 21).

— Почему Архангел Гавриил предрекает Младенцу Христу престол Давида, отца Его (Лк. 1, 32)? Казалось бы, что общего между престолом (властью) Давида, земного царя, племенного вождя — и Престолом Сына Божия?

— Нужно понимать, что в эпоху Второго Храма сложился особый богословский язык, и выражение «престол Давида» нельзя понимать буквально. Ожидали Мессию из рода Давида. И поэтому выражение «престол Давида» служило указанием на мессианское достоинство.

— Образ царя Давида, по всей видимости, очень много значил для наших предков; храмы Владимирской Руси, Димитриевский собор, Покров на Нерли украшены барельефами царя Давида с псалтирью. Это ведь не случайно?

— В понимании наших предков Давид — это идеальный царь, который, с одной стороны, сохраняет верность Богу, а с другой — объединяет народ. Для князей эпохи разобщенной Руси, для Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо, Давид был прежде всего царем-объединителем, ведь под властью Давида объединились два царства, северное и южное. Израиль времен Давида, а затем Соломона был большой, крепкой, мощной империей, объединяющей не только израильские колена, но и соседние племена. Вот почему на западном фасаде Димитриевского собора мы видим у ног Давида двух львов. Князь Всеволод, воспитывавшийся в Греции, мог воспринимать Давида как своего покровителя еще и вот почему: он — младший из сыновей Юрия Долгорукого, от второй уже его жены, и он, тем не менее, был призван на княжение. Поэтому Давид, младший из сыновей Иессеевых, Давид, которому поклонились братья его, много значил для Всеволода. На северном фасаде Димитриевского собора есть еще одно изображение: сидит человек, и на коленях у него маленький мальчик в сапожках, это говорит о княжеском достоинстве, а перед ним еще по два отрока с двух сторон — кланяются ему. По всей видимости, это изображение Иессея и Давида. Для князя Всеволода это было своего рода парадигмой — избранность Богом вопреки человеческим установлениям.

— Почему нет ни одного православного храма, освященного во имя Давида? Ведь память Давида совершается Церковью (10 января), и Псалтирь читается и поется в каждом храме.

— Не знаю. Почему-то нет такой традиции. Я был в Грузии, встречался со Святейшим Патриархом Илией, и первое, что он сказал мне: во всей России нет ни одного храма во имя Давида Псалмопевца, а мы освятили такой храм. Патриарх пригласил меня в этот маленький храм на берегу Куры, чтобы я читал там псалмы на языке Давида — по-древнееврейски.

— Но Вы ведь еще и переводите псалмы на современный русский язык. Зачем это Вам — священнику? Церковный, церковнославянский вариант Вас не удовлетворяет?

— Мне очень нравится, как звучит Псалтирь по-церковнославянски. Этот текст очень удобен для церковной рецитации. И я знаю, что многие, кто читает, особенно кто начинает читать псалмы в церкви, получают огромное удовольствие от этого чтения. Но я думаю, что в первую очередь — именно от звучания. Потому что смысл остается не совсем внятным. Обычно ухо выхватывает отдельное словосочетание или фразу, затем смысл куда-то уходит, отступает, связь теряется, потом опять наше восприятие выхватывает другую фразу… и в итоге у нас в голове сохраняются лишь отдельные предложения, которые только со временем, при наличии постоянной практики чтения Псалтири, может быть, начнут складываться в определенные образы. Я говорю, конечно, о себе, о своем восприятии, но думаю, что нечто подобное ощущают почти все, кто читает церковнославянскую Псалтирь. Что касается Синодального перевода на русский язык — определенно, он яснее передает значение псалмов (хотя надо иметь в виду, что в нем очень много неточных или даже совсем неверных чтений), но тяжеловесность, безыскусность языка, отсутствие даже намека на поэзию (на ту благозвучность, которой отличается наш славянский текст) отпугивают читателя, который каким-то интуитивным образом понимает, что псалмы должны быть поэзией.

Таким образом, славянский текст звучит красиво, но сложен для понимания, а Синодальный перевод хотя и яснее, но не звучит. В своих переводах я пытаюсь соединить две задачи: предельно точно и понятно передать смысл оригинала, но при этом добиться также и красоты звучания, ориентируясь на богатую традицию русской поэзии. Хотя я стараюсь сохранить характерное для библейской поэзии тоническое стихосложение и предпочитаю внутренние рифмы. Конечно, эти переводы не предназначены для чтения за богослужением, но скорее для домашнего чтения, с целью приблизиться к лучшему пониманию богатого мира псалмической поэзии.

Переводы псалмов протоиерея Леонида Грилихеса

Псалом 41

1 Начальнику хора.
Учение сынов Кореевых.

2 Словно лань, что стремится
в долину к воде
Душа моя, Боже, стремится к Тебе.

3 Бога жаждет душа моя —
Бога живого.
Когда же приду и увижу зрак Божий?

4 Слезы мои днем и ночью —
мне хлеб.
Целый день мне твердят:
«Бог твой где?»

5 Но душа моя тает во мне
Лишь припомню, как шел я в толпе
Как вошел я в дом Божий
с поющей толпой
С криком радости и хвалой

6 Почему же поникла душа?
Почему же ты плачешь во мне?
,
Он — моё Божество.

7 Душа моя, Боже, поникла
Потому что я вспомнил Тебя
В земле Иорданской,
На кряжах Хермонских,
С вершины горы Мицар

8 Бездна взывает к бездне,
Струи грохочут Твои,
Все Твои волны и валы
Надо мною прошли.

9 Днем мне Господь явит милость,
Песнь Ему ночью сложу —
Богу жизни моей мольбу —

10 Скале моей, Богу скажу:
Почему позабыл Ты меня?
Почему я под гнетом врага?
Почему я угрюмый хожу?

11 Словно кости ломают мне
Когда дразнят меня враги
Целый день мне твердят:
«Бог твой где?»

12 Почему же поникла, душа
Почему же ты плачешь во мне
Понадейся на Бога, я буду еще
Славословить Его за спасенье своё
Он — моё Божество.

Псалом 42

1 Рассуди меня, Боже,
Мой спор разреши,
От жестоких, от лживых,
От подлых спаси!

2 Боже мой, Ты — опора моя!
Почему Ты покинул меня?
Почему я под гнетом врага?
Почему я угрюмый хожу?

3 Свет Твой и правду пошли,
Пусть направляют меня,
Приведут меня в гору святую Твою,
Туда, где скиния Твоя.

4 И когда я достигну
жертвенник Божий,
Под кифару хвалу я Тебе вознесу,
Богу радости и веселья —
Богу и Божеству.

5 Почему же поникла, душа
Почему же ты плачешь во мне
Понадейся на Бога, я буду еще
Славословить Его за спасенье своё
Он — моё Божество.

Один из самых известных царей Израиля, величайший праведник, псалмопевец и музыкант. Давид стал основателем царской династии. Согласно традиции, еврейский спаситель - Машиах (Мессия) - будет прямым потомком Давида. При Давиде израильская держава достигла своего расцвета. Царь Давид, будучи отважным воином и искусным военачальником, разбил врагов еврейского народа и объединил 12 колен Израилевых . Давид отвоевал Иерусалим , куда перенес столицу и где создал единый духовный и политический центр. Не менее велик вклад Давида в духовную жизнь народа: Давид отредактировал книгу Теилим - сборник Псалмов (Псалтырь), многие из Псалмов написаны самим Давидом. Считается, что именно царь Давид выбрал место для иерусалимского Храма и заложил его фундамент, на котором уже сын Давида, мудрый царь Шломо (Соломон) построил великолепное здание Первого Храма.

Годы жизни: 2854-2924 гг. (906-836 гг. до н.э.).

Родился в городе Бейт-Лехеме. По линии отца происходил от верховного судьи Ивцана-Боаза , который был прямым потомком вождя колена Йеуды - Нахшона, сына Аминадава. А прабабушкой Давида была жена Ивцана-Боаза моавитянка Рут (Рут 4:20-21, Таргум; I Диврей аямим 2:10-11 ).

Давид в книгах ТаНаХа

Жизнеописанию Давида посвящены многие главы обеих книг Шмуэля . В них рассказывается о юности героя, о его поединке с филистимлянским гигантом [Голиафом, или Гальятом] , о конфликте с тогдашним царем Шаулем .

Тяжелую и опасную жизнь прожил Давид, много скитался, часто бывал преследуем. Пережил и разлады в семье, и заговоры среди соратников, и гражданские мятежи.

В течение многих лет Давид был пастухом, как когда-то праотцы еврейского народа, а также пророк Моше . В кочевой жизни на лоне природы Давид приобрел исключительную ловкость и силу: защищая своих овец, молодой пастух одолевал в схватке львов и медведей (Мидраш Шмуэль 2:20:5; Оцар ишей аТанах, Давид ).

Помазание на царство и воцарение Давида

В 2883 году /877 г. до н.э./ в судьбе двадцатидевятилетнего пастуха произошло неожиданное радикальное изменение. Однажды его спешно позвали домой с дальнего выгона. Дома его ждал пророк Шмуэль, который, не давая никаких объяснений, взял свой рог с елеем и помазал его на царство вместо царя Шауля - ибо такова была воля Б-га (I Шмуэль 16:11-13; Седер олам раба 13; Седер адорот ).

Помазанный на царствование пророком Шмуэлем , царь Давид [стал официально признанным царем только спустя несколько лет].

В 2884 году жители колена Йеуды поставили его над собой царем (II Шмуэль 2:1-4; Седер олам зута 5:2; Седер адорот ). А в 2892 году /868 г. до н.э./, представители всех колен и возвели Давида на царство над всей страной.

Укрепление царства с центром в Иерусалиме

Давид отвоевал и заново отстроил Иерусалим, сделав его столицей большого и сильного еврейского государства. Жил он во дворце на горе Цион и все приготовил для возведения Иерусалимского Храма , но не получил на то разрешения, ибо пролил много человеческой крови. Первый Храм построил его сын от Бат-Шевы , великий и мудрейший царь Шломо (Соломон) .

Царю Давиду удалось стать центром жизни своего народа. Прирожденный правитель, он обладал способностью привлекать на свою сторону всех, с кем имел дело. Необыкновенные трудности, которые ему пришлось преодолеть, выковали его характер, открыв в мечтательном юноше гения политических маневров.

Давид прожил всего семьдесят лет, но то были годы неимоверного труда и святого подвижничества. Царствовал он сорок лет, похоронен в пещере, высеченной в скале у подножия холма, известного ныне как город Давида.

Величие Давида и роль в истории

С именем Давида связано множество легенд. По одной из них, он должен был умереть сразу после рождения, но Адам, первый человек , согласился уступить ему семьдесят лет, прожив оставшиеся 930.

Своего величия Давид не потерял и после смерти: в день последнего суда, когда будет устроен великий пир для цадиков [праведников] всех поколений, именно он произнесет

В Священных Писаниях

В Ветхом Завете

Происхождение и помазание

Давид был младшим из восьми сыновей Иессея - вифлеемлянина из колена Иуды , правнуком Вооза (Боаза) и моавитянки Руфи (Рут) .

Поэтому Бог, отвергнув царя Саула (Шаула) за непокорность, послал пророка Самуила (Шмуэля) помазать Давида в присутствии его отца и братьев как будущего царя. С помазанием на Давида снизошёл Дух Божий и почивал на нём (1Цар. 16:1-13).

При дворе царя Саула

Призванный к царю Саулу, Давид игрой на гуслях отгонял злого духа, мучившего царя за его отступничество. После того как Давид, пришедший в израильское войско навестить своих братьев, принял вызов великана-филистимлянина Голиафа и сразил его пращей, обеспечив тем самым победу израильтянам, Саул окончательно взял его ко двору (1Цар. 16:14 - 18:2).

Как придворный и воин, Давид завоевал дружбу царского сына Ионафана (Ионатана), а его отвага и успехи в борьбе с филистимлянами начали затмевать в глазах народа славу самого Саула. Это вызвало зависть и ревность царя, так что «с того дня и потом подозрительно смотрел Саул на Давида » (1Цар. 18:7-9). Со временем подозрения укрепились и Саул дважды пытался убить Давида. Когда это ему не удалось, Саул стал действовать более осторожно. Он подверг Давида опасности во время войны с филистимлянами - используя чувство своей дочери Мелхолы к юному вождю, он заставил Давида рисковать жизнью, но тот проявил себя человеком храбрым и мужественным (1Цар. 18:3-30).

Теперь Саул уже не скрывал своей вражды. Случай с копьём, которое царь метнул в Давида, и угроза попасть в темницу, от которой его уберегла только жена Мелхола, вынудили Давида бежать к Самуилу в Раму. При последней встрече Ионафан подтвердил Давиду, что примирение с Саулом более невозможно (1Цар. 19:20).

Бегство и эмиграция

Под предлогом исполнения тайного поручения царя Давид получил хлебы предложения и меч Голиафа от священника Ахимелеха в Номве (Нове), а затем бежал к филистимскому царю Анхусу в Геф (Гат). Там Давида хотели схватить, и, чтобы спастись, он притворился безумным (1Цар. 21; Пс. 33:1; 55:1).

Затем Давид искал убежища в пещере Адолламской, где собрал вокруг себя родственников и множество притесняемых и недовольных; своих родителей он укрыл у моавитского царя. Поспешному бегству Давида и его тщетным попыткам обрести безопасность положило конец переданное ему через пророка Гада Божье повеление идти в землю Иуды (1Цар. 22:1-5). Оттуда Господь, в ответ на вопрос Давида, повёл его дальше, на освобождение от филистимлян Кеиля, куда к нему прибыл с ефодом Авиафар , единственный священник из Номвы, спасшийся от мести Саула. Саул, услышав о пребывании Давида в Кеиле, начал многолетнее беспощадное преследование соперника (1Цар. 23). Однако тот снова и снова ускользал от него, при этом Давид дважды отказывался от представившейся возможности убить царя, помазанника Божьего, чтобы не понести за это кары (1Цар. 23; 24; 26).

Осознавая возможные последствия (1Цар. 27:1), Давид с 600 воинами и обеими женами, на которых к тому времени женился , ушёл в Геф. Там он поступил на службу к филистимскому царю Анхусу, который предоставил ему для жительства Секелаг (Циклаг) (1Цар. 27:2-7). В последующие 16 месяцев Бог заставил Давида до конца испить горькую чашу. Он должен был казаться врагом Израиля, не будучи таковым. Поэтому он обманывал Анхуса относительно направления своих разбойничьих набегов и безжалостно убивал, чтобы его ложь не открылась. Завоевав таким образом доверие филистимлянина, Давид вынужден был пойти с войском Анхуса на Израиль, но его и его людей, как потенциальных перебежчиков, отослали по домам (1Цар. 27:8 - 28:2; 29).

Обнаружив по возвращении, что Секелаг сожжён, а их жены и дети угнаны в плен, люди Давида взбунтовались и хотели побить его камнями. Тогда Давид сделал то, к чему не прибегал с самого Кеиля: обратился к Господу и получил ответ. Преследуя войско амаликитян, отряд Давида захватил богатую добычу и отбил всех пленных живыми и невредимыми, а имущество в целости и сохранности. Спустя два дня некий амаликитянин принес ему весть о смерти Саула на Гелвуе (Гильбоа). Давид горевал до вечера, и его скорбь нашла выход в песне плача, посвященной Саулу и Ионафану. Потом он приказал казнить вестника, сознавшегося в убийстве царя Израиля (2Цар. 1).

Царь в Хевроне

После того как Давид вновь вопросил Господа, он двинулся (возможно, с согласия Анхуса) в Хеврон , где колено Иуды помазало его на царство. Однако Авенир, военачальник Саула, воцарил сына последнего, Иевосфея, в Маханаиме, на который не распространялось господство филистимлян, и установил его власть над остальными коленами.

В многолетней войне между Иудой и Израилем могущество Давида постоянно возрастало. В Хевроне у него родилось 6 сыновей, в том числе Амнон, Авессалом и Адония . Наконец Авенир поссорился с Иевосфеем и вступил в переговоры с Давидом, который прежде всего потребовал вернуть ему его жену Мелхолу. Это было исполнено, но ещё до достижения окончательного соглашения Авенир был убит Иоавом , отомстившим за смерть Асаила. Однако вместо того чтобы судить своего племянника Иоава за убийство, царь лишь публично оплакал Авенира, пытаясь таким образом отвести от себя подозрения в подстрекательстве.

Когда вскоре после этого двое вениамитян, служивших в войске Иевосфея, убили своего царя и принесли его голову в Хеврон, Давид тотчас же приказал их казнить (2Цар. 2-4). После семи лет царствования Давида над домом Иуды путь к власти над всем народом был свободен. Все старейшины Израиля, заранее подготовленные Авениром, явились в Хеврон и помазали Давида на царство (2Цар. 5:1-5; 1Пар. 11:1-3; -40).

Царь в Иерусалиме

После воцарения Давид первым делом взял считавшийся неприступным и принадлежащий до того иевусеям Иерусалим и сделал этот город, расположенной на границе между уделами колен Иуды и Вениамина, столицей, так называемым «градом Давидовым» - с военной и политической точки зрения необычайно удачный шаг (не оказывалось предпочтения ни северу, ни Иуде). Давид заново укрепил город, и приказал соорудить там царский дворец, используя труд ремесленников, посланных ему тирским царем.

Новые жёны и наложницы родили ему новых сыновей и дочерей (2Цар. 5:6-16; 1Пар. 3:4-9; 1Пар. 14:1-7). Как только первые победы обеспечили Давиду внешнеполитическое спокойствие, он начал превращать Иерусалим и в культово-религиозную столицу. Ковчег Завета со времени его возвращения из земли Филистимской находился в Кириафиариме (Кирьят Иеарим) (1Цар. 7:1). Хотя первая попытка перенести Ковчег в Иерусалим окончилась неудачей, Давиду все же удалось выполнить эту задачу, и под ликование народа торжественная процессия доставила несомый левитами Ковчег в столицу, где он был помещён в заранее устроенную скинию (ср. Пс. 23; 131). В пути сам царь, облаченный в священническую накидку (эфод), плясал перед ковчегом. Мелхола осудила такое поведение как унижающее достоинство царя перед народом. В наказание за это с того времени она оставалась бездетной (2Цар. 6; 1Пар. 13; 15 и след.).

Внешние войны

Как только Давид стал царем всего Израиля, вновь проявили активность филистимляне, которым в Хевроне он казался зависимым и неопасным. Вблизи Иерусалима они были дважды наголову разбиты Давидом, действовавшим по наставлениям Господа (2Цар. 5:17-25). Последующие сражения (2Цар. 21:15-22) привели к покорению филистимлян (2Цар. 8:1; 1Пар. 18:1). На севере Давид побеждал сирийцев дамасских и Адраазара, царя сувского, что снискало ему дружбу противника Адраазара, Фоя, царя Емафа; на юге и юго-востоке Давид установил свое господство над Моавом, Идумеей и амаликитянами (2Цар. 8:2-14). С аммонитянами при царе Наасе отношения были мирными, но его сын Аннон оскорблением послов Давида спровоцировал войну. Первым же походом Иоав и Авесса разрушили союз между Анноном и призванными им на помощь арамеями (сирийцами), которые после этого окончательно покорились Давиду. Через год Давид взял Равву.

Царство Давида простиралось от Ецион-Гавера на Акабском заливе на юге до границы Емафа на севере и занимало, за исключением узких прибрежных полосок, населённых филистимлянами и финикийцами, все пространство между морем и Аравийской пустыней. Тем самым Израиль в основном достиг границ земли обетованной (Чис. 34:2-12; Иез. 47:15-20).

Государственное строительство

Обширное царство требовало упорядоченной организации управления и войска. При дворе Давид создал, во многом по египетскому образцу, должности дееписателя и писца (2Цар. 8:16 и след.).

Далее мы узнаем о советниках царя (1Пар. 27:32-34), о чиновниках, управлявших царским имуществом (27:25-31), и о надзирателе за сбором податей (2Цар. 20:24). Наряду с начальниками над отдельными коленами (1Пар. 27:16-22) действовали уже упоминавшиеся левитские судьи и чиновники (1Пар. 26:29-32). Давид произвёл также всеобщую перепись народа, которое, однако, было противно воле Господней и не было завершено (1Пар. 27:23 и след.).

Высшим воинским чином обладали главный военачальник, то есть начальник народного ополчения, которое состояло из 12 воинских подразделений, обязанных служить месячный срок, и начальник личной охраны царя, хелефеев и фелефеев (2Цар. 20:23), наёмников критского и филистимского происхождения.

Особое положение занимали храбрые Давида - его спутники со времени бегства от Саула, прославившиеся своими подвигами. Некоторые из них (Иоав , Авесса, Ваней) заняли впоследствии высшие командные должности (2Цар. 23:8-39; 1Пар. 11:10 - 12:22; 20:4-8).

Гаваонитяне и Мемфивосфей

Когда Давид вопросил Господа о причине трехлетнего голода, он получил наказ искупить старый Саулов долг крови перед гаваонитянами. По требованию последних Давид выдал им двух сыновей и пятерых внуков Саула, которые были подвергнуты жестокой казни. После того как Давид приказал предать земле их останки, «умилостивился Бог над страною » (2Цар. 21:1-14). Давид должен был в этом случае действовать как верховный владыка и судья своего народа, повинуясь требованию Господа, возложившего долг крови Саула на его семью; сам он не питал к роду Саула личной ненависти.

В знак этого Давид призвал Мемфивосфея, хромого сына Ионафана, к своему двору и разрешил ему есть за царским столом вместе со своими сыновьями (2Цар. 9). Поскольку Бог даровал ему царство и победу, Давид проявил по отношению к последнему внуку Саула царственное милосердие.

Давид и Вирсавия

На вершине своего могущества, во время войны с аммонитянами, Давид впал в грех. Увидев красивую купающуюся женщину и узнав, что это Вирсавия , жена Урии , одного из его храбрых, Давид, несмотря на это, послал за нею.

Вирсавия была вынуждена подчиниться. Когда царю стало известно, что она ждет от него ребенка, он вызвал её мужа из похода. Однако Урия перед всем двором отказался войти в свой дом, чем спутал планы Давида, надеявшегося, что с прибытием Урии беременность Вирсавии будет связываться с именем её мужа. Давид послал Иоаву приказ отправить Урию в такое место, где бы тот погиб в сражении. И этот полководец, не искупивший ещё грех убийства Авенира, выполнил приказ. Урия пал в бою. По истечении времени траура Вирсавия официально сделалась женою Давида и родила ему сына. Тогда Бог послал к царю пророка Нафана, который объявил приговор: не отступит меч от дома Давида вовеки, и жёны его будут открыто отданы другому. Сын его должен умереть, но смертный приговор самому Давиду будет отменён, ибо он признал свой грех. Прощение распространилось и на брак с Вирсавией, от которой теперь родился преемник Давида - Соломон (2Цар. 11:2 - 12:25).

С этого времени жизнь Давида была одновременно подчинена приговору и обетованию. Старший сын царя Амнон совершил насилие над своей единокровной сестрой Фамарью. Давид, узнав об этом, ничего не предпринял и тем предал Амнона мести брата Фамари (Тамар) Авессалома , который велел его убить, а сам бежал к своему деду в Гессур (гл. 13).

Иоав придумал предлог, под которым царь мог, не вынося приговора, призвать сына назад. Авессалом добился для себя полного прощения (2Цар 14) и подготовил восстание против Давида. Внезапно начав военные действия, он получил поддержку Ахитофела, деда Вирсавии и советника царя. После взятия Иерусалима Ахитофел побудил Авессалома открыто сделать своими женами наложниц, оставленных во дворце бежавшим Давидом (2Цар 15; 16).

Так исполнился Божий суд, но другой совет Ахитофела сумел дезавуировать Хусий, доверенное лицо Давида. Это дало царю возможность с надежными отрядами уйти за Иордан и собрать войско в Маханаиме. В решающем бою Давид не принял на себя командование, но отдал своим военачальникам категорический приказ сохранить жизнь Авессалому, которым Иоав сознательно пренебрег.

Безгранично скорбя о смерти сына, царь под влиянием Иоава, угрожавшего ему новыми изменами, все же собрался с духом и показался народу у городских ворот (2Цар 17:1 - 19:9). На обратном пути в Иерусалим Давид, полностью осознавший Божий суд, проявил милосердие к противникам и подозреваемым.

Этим он, однако, не сумел предотвратить нового восстания, вспыхнувшего под руководством Савея, из колена Вениамина, но умело и беспощадно подавленное Иоавом. Одновременно Иоав с помощью ещё одного убийства устранил Амессая, назначенного Давидом военачальником вместо него (2Цар 19:10 - 20:22).

Передача царства Соломону и смерть

Воцарился мир, но лишь до того времени, когда снисходительность царя оказалась роковой и для Адонии , старшего на тот момент царского сына: зная, что отец находится в преклонном возрасте, он возжаждал власти. Пророку Нафану и Вирсавии удалось побудить Давида к действию. Собравшись с силами, сказал: «возьмите с собою слуг господина вашего и посадите Соломона, сына моего, на мула моего, и сведите его к Гиону, и да помажет его там Садок священник и Нафан пророк в царя над Израилем, и затрубите трубою и возгласите: да живет царь Соломон! Потом проводите его назад, и он придет и сядет на престоле моем; он будет царствовать вместо меня; ему завещал я быть вождём Израиля и Иуды » (3Цар. 1:33-35). Так и сделали, и Соломон, став царем торжественно возвратился во дворец, а партия Адонии распалась, но временно осталась безнаказанной.

Давид чувствовал, что его конец близок. Он позвал к себе Соломона и завещал ему верно служить Богу и построить в Иерусалиме Храм из приготовленного им золота и серебра. Своей последней волей Давид завещал сыну совершить царское правосудие над Иоавом . Он также обязал Соломона вознаградить сыновей Верзеллия и не оставить безнаказанным Семея. (3Цар. 2:7-8)

Давид умер в возрасте 70 лет после 40 лет царствования и был погребён в Иерусалиме (3Цар. 2:10-11).

В Новом Завете

В преданиях

В еврейской традиции

Согласно еврейской традиции из рода Давида должен прийти Мессия , который преобразит мир насилия и эгоизма в мир, где не будет войн, и вся земля наполнится любовью к Богу и к людям.

В христианстве

Давид в исламе

Образ в искусстве

Давиду посвящено немало произведений искусства разных эпох и поколений. Например - знаменитая скульптура работы Микельанджело , картины Тициана и Рембрандта , отражающие эпизоды из его жизни, оратория «Царь Давид» французского композитора Артюра Онеггера и т. д.

Седьмого октября 2008 года на горе Сион был установлен бронзовый памятник царю Давиду, полученный израильскими властями в дар от российского благотворительного фонда Святителя Николая чудотворца .

Сноски и источники

См. также

Ссылки

  • Статья «Давид » в Электронной еврейской энциклопедии